В далёком 1997 году я познакомилась с системой развивающего обучения, сначала только с теорией и с людьми, которые с большим энтузиазмом занимались этим интересным делом в школах. Судьба дала мне шанс узнать развивающее обучение поближе. Я стала работать с младшими школьниками и одновременно учиться этому новому для себя делу у замечательных преподавателей в Москве: Дусавицкого А. К, Воронцова А. Б, Цукерман Г. А., Львовского В. А., Эльконина Б. Д., Александровой Э. И., Тимченко Л. И., Горбова С.Ф., Восторговой Е.В. , Кудиной Г. Н., Новлянской З.Н., Чудиновой Е. В., у учителей ЭУК, с основания руководимого А. Б. Воронцовым на базе московской школы №1133. и у многих других.
Быть учителем - эльконинцем в начальной школе – это очень увлекательно, потому что принципы развивающего обучения делают каждодневную жизнь учителя и учеников очень разнообразной, интересной и доверительной. На всех уроках дети спорят, обсуждают, доказывают, работают в парах или в группах, или самостоятельно.
Видишь, как дети взрослеют на глазах, как с интересом начинают учиться осознанно. И чем больше работаю, тем больше вхожу во вкус, и самой интересно овладевать чем-то новым, узнавать.
И если кто-то из молодых коллег сейчас, в связи с введением новых стандартов, задумывается о том, какую программу выбрать, то я бы посоветовала познакомиться с системой Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Ведь именно основания этой системы легли в основу новых стандартов образования в младшей школе. Особенно, если вы не авторитарный человек, готовы впитывать новое и не боитесь учиться. А учиться есть чему и у кого! Написано много методической и теоретической литературы, проводятся очные курсы в Москве и дистанционные курсы, вебинары.
И ученикам с первых дней совсем не страшно быть учениками, потому что учитель никогда не назовёт их вопрос глупым и не поставит «2» или «тучку» за неверно решённую задачу, а вместе с другими детьми поможет понять затруднение и правильно оценить свою работу содержательно.
Когда-то в самом начале на курсах повышения квалификации в Москве меня удивила фраза одного из преподавателей: «На уроке учитель – последний верблюд в стаде». Я запомнила её. Эта фраза научила меня ждать, когда кто-то из моих учеников на уроке скажет нужное в нужный момент, и всё получается, и всё открывается, как будто совсем без моего участия. И как это радостно!